Орг. момент. Актуализация опорных знаний.
Наш урок-экскурсия сегодня проходит в школьном музее «Русичи». Давайте представим, что мы с вами, путешественники и устав в дороге мы заглянули в крестьянскую избу начала 20 века. Здесь все как в природе – гармонично и совершенно. Присмотритесь к привычным для нас предметам: игла, ножницы, пуговица… Что мы о них знаем?
Сообщение темы.
Тема нашего урока «Народные ремесла. История пуговицы». Сегодня мы подробнее познакомимся с историей и особенностями изготовления перламутровой пуговицы. Помогут нам в этом ученики 6 класса, разыграв перед вами небольшую сценку.
В сценке рассказывается о пуговичной артели подмосковного села Хорлово, о том из каких ракушек и как делали пуговицы. Об истории пуговицы, интересных исторических фактах, связанных с этой вещью.
Вводная часть инсценировки.
Застегивая свою одежду вряд ли кто-то интересовался историей этой вещи. А ведь немало интересного можно рассказать о простой пуговице, у всякой вещи есть своя история. Первые застежки, напоминавшие пуговицы, появились еще в 3-м тысячелетии до нашей эры. В Европе первые пуговицы появились в 4-м веке до н.э. у греческих воинов.
Но широко использовать пуговицы стали лишь в 18 веке. Причем вначале интерес к пуговицам проявили мужчины. Женщины продолжали пользоваться булавками.
Известны исторические факты связанные с пуговицами.
Формирование новых знаний.
До революции перламутровые пуговицы привозили из-за границы. В 1926 г. появились первые артели в стране. Постепенно этот промысел развился в разных районах нашей России.
Известно, что пуговицы бывают стеклянные, металлические, кожаные, деревянные, обтянутые кожей и тканью. Мы познакомимся с перламутровыми пуговицами.
Перламутр бывает белый, розовый, зелёный и других цветов, вплоть до чёрного, поэтому пуговицы из перламутра разного цвета.
Физ.минутка
Постановка задачи.
Учащимся предлагается создать эскиз декоративной пуговицы. А затем из соленого теста сделать модель по разработанному эскизу.
Просмотр и анализ работ.
Подведение итогов.
На уроке мы не только пытались создавать единство конструкции и декора предметов, но и прикоснулись к нашим древним корням, к памяти предков.